Ответственность за распространение бестабачной никотиносодержащей продукции на территории Оренбургской области
24 декабря 2019 года приняты законы Оренбургской области «О запрете оборота на территории Оренбургской области бестабачной никотиносодержащей продукции, предназначенной для потребления никотина способами, отличными от курения табака», а также «О внесении дополнений в закон Оренбургской области об административных правонарушениях в Оренбургской области».
Первым законом дано определение бестабачной никотиносодержащей продукции, это продукция содержащая никотин и предназначенная для потреблении никотина любым способом (за исключением табачных изделий и лекарственных средств), а также обороту указанной продукции.
С 1 февраля 2020 года статьей 7.7 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» вводится административная ответственность за нарушение запрета в сфере оборота бестабачной никотиносодержащей продукции, предназначенной для потребления никотина способами отличного от курения табака , а также возлагает обязанности по составлению протоколов об административных правонарушениях на членов сельских административных комиссий и возлагает обязанности по рассмотрению указанных административных правонарушений на эти сельские административные комиссии.
Таким образом, нарушение запрета по обороту бестабачной никотиносодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на граждан от 3 000 до 4 000 рублей, на должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей. Альтернативного наказания не предусмотрено.
Повторное совершение административного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на граждан 5 000 рублей, на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами признано, что бестабачная никотиносодержащая продукция не относится к табачной продукции и её оборот и ограничения не регулируются законодательством о табачной деятельности.
При этом, установлено, что оборотом этой продукции является действия по изготовлению, переработке, хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению и использованию указанных предметов. В обиходе указанные вещества называют снюсами.
Между тем, статья 2 Федерального закона от 22.12.2008 №268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», статья 19 Федерального закона от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», стать 14.53 определяют снюсы как сосательный табак, т.е., оборот указанной продукции регламентирует табачным законодательством.
Соответственно за оборот указанной продукции установлена административная ответственность частью 2 статьи 14.53 КоАП РФ, которой установлена ответственность за действия связанными с оптовой или розничной продажей насвая, табака сосательного (снюса). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, они же рассматривают административные дела данных категорий.
Нахождение товара на витрине следует считать рекламой, поскольку часть 2 статьи 494 Гражданского кодекса РФ гласит – выставление в местах продажи товаров – на прилавках, витринах и тому подобное товаров считает публичной офертой – предложением к покупке, т.е., разновидностью рекламы, соответственно наступает административная ответственность по статье 14.3 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица антимонопольных органов, они же и рассматривают указанные административные дела.
Помощник прокурора района
младший советник юстиции А.А. Ткаченко