Изменения, внесенные в действующее законодательство, регулирующее вопросы оплаты труда, в декабре 2020 года обозначили положительную тенденцию: увеличение минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) рассматривается, как установленная Конституцией РФ гарантия, обеспечивающая низшую границу в оплате труда, которую работодатель преступать не вправе. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. У субъекта федерации есть право устанавливать региональный МРОТ, но он не должен быть ниже размера, установленного федеральным законодательством.
В настоящее время порядок установления МРОТ регулируется Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в том числе путем внесения в него изменений в части касающейся суммы МРОТ.
Исходя из статьи 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) оплата труда работника – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. То есть, общее определение заработной платы (оплаты труда) предполагает зависимость ее размера от указанных факторов. Об этом прямо сказано в статье 132 ТК РФ «Оплата по труду»: «заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда».
Конституционность этих положений ТК РФ трудно отрицать, ведь именно такими правилами могут быть обеспечены отсутствие дискриминации при оплате труда, мотивация для выбора рода деятельности, профессии, свободное развитие и в конечном счете достойная жизнь. Ведь достойной он может быть относительно неких затраченных усилий, раскрывшегося таланта, навыков, знаний, умений, справедливо оплаченных тем, кто все это использовал, т.е работодателем.
Заработная плата, являясь экономической категорией, способствует экономическому развитию и имеет большое значение в социальной политике.
Рассмотрим некоторые из основных государственных гарантий заработной платы, с учетом изменений в действующем законодательстве.
С 1 января 2020 г. Законом о МРОТ был установлен минимальный размер оплаты труда в размере 12130 рублей в месяц. Федеральным законом от 29.12.2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2021 г. Введен минимальный размер оплаты труда в размере 12792 рубля. Федеральным законом от 06.12.2021 г. №406-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 г. Установлен в размере13890 рублей в месяц.
До внесения изменений, Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54 ФЗ в статье 129 ТК РФ содержалось определение, в соответствии с которым МРОТ признавался размером месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат).
В 2007 году из ТК РФ было исключено понятие МРОТ, что привело к неправильному истолкованию этого понятия не только работодателями, но и в правоприменительной практике.
В таких условиях прослеживается тенденция к усилению значения судебных актов в формировании правоприменительной практики. Акты высших судебных инстанций восполняют пробелы в праве, тем самым устанавливая правила поведения, которые используются не только правоприменительными органами, но и субъектами трудовых правоотношений.
Так в Постановлении от 07.12.2017 г. № 38-п Конституционный Суд РФ указал, что основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне. Социально экономическая природа МРОТ «предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени».
В последние годы Конституционный Суд РФ сделал ряд необходимых и конструктивных выводов относительно применения правил о МРОТ, в том числе указал на недопустимость включения в состав заработной платы в пределах МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, а также сумм повышенной оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие дни, в ночное время. Кроме того, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что положении ТК РФ о МРОТ следует толковать в их взаимосвязи с общими положениями ТК РФ об оплате труда (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 г. № 17-п).
Несмотря на это, в частном секторе экономики в качестве основного ориентира для определения величины заработной платы является МРОТ. Основная цель работодателя обойти налоговые правила. Выплата заработной платы в конверте обычно предполагает, что по трудовому договору работник получает МРОТ или немногим более, а большую часть – наличными денежными средствами без отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Это дает возможность предпринимателю минимизировать издержки на фонд оплаты труда (налоги, сборы, взносы), но в ущерб работнику, государству и экономике в целом.
В такой ситуации работник лишается многого:
- получит меньше сумму больничных и отпускных;
- получит минимальное пособие по безработице;
- минимальный размер пенсии в ее накопительной части;
- может не получить кредит, ведь в его справке о доходах будет указан только официальный доход;
- рискует при увольнении получить гораздо меньше обещанного.
Закрепленные в Конституции РФ положения о том, что государство уважает труд граждан, обеспечивает защиту их прав, гарантирует МРОТ не менее прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, представляет собой важную социальную гарантию в сфере оплаты труда. Это означает, что закрепленное ранее в ТК РФ соответствующее положение трансформируется в конституционный принцип, за реализацию которого само государство несет ответственность.
Таким образом, работник может гарантировано получить за выполненную работу за месяц, не менее суммы МРОТ либо сумму, превышающую МРОТ, оговоренную в трудовом договоре. Поэтому в интересах работника указание в трудовом договоре всей суммы заработной платы, которая причитается ему за выполненную работу за полный месяц, как и в интересах работодателя, в целях предотвращения административной или уголовной ответственности.